Если на заводах по производству чипов и процессоров почти идеальная чистота, то на заводах, где
делают чугунные сковородки по сути грязно и очень шумно. Видишь кухонную посуду – но о еде не думаешь… Последнее время чугунные сковородки уже называют «старыми», поскольку они уступают места новым, например
сковородкам тефаль, которые имеют покрытие «тефлон», предотвращающее пригорания пищи *. Но давайте отправимся в мир производства антипригарных сковородок, - в мир, который больше напоминает мир средневековых кузнецов…
Итак, мы попали на завод, где
чугунной утварью занимаются уже более 100 лет. В отличии от другой посуды, чугун со временем становиться только лучше. Чугунную посуду почти невозможно испортить (разве что насильно долбить по ней). Такое высокое качество материала чугуна достигается в девять этапов. Итак, пришло время грязной и тяжелой работы.
Начинаем собирать металлолом.
Три основных материала для сковородки – это чугун, карбон и кремний. Чугун обычно берут после переработки, карбон – из остатков производственных материалов, а кремний – из штыкового чугуна, который получается от первичной переработки железной руды #, будучи очень важным материалом в сталелитейном деле. Натуральные ингредиенты складываются в огромные кучи и помещаются в духовку с температурой 300 °С, чтобы испарились ненужные масла. Потом это все помещают в печь, с температурой 1500 °С, может вмещать в себе 3 тонны расплавленного металла. Этой печи хватает 15 минут, чтобы расплавить все ее содержимое.
Из этой электропечи для проверки достают образец металла, чтобы проверить его химический состав, и убедиться в отсутствии ненужных веществ, которые могут испортить наш материал. Естественно, что это опасная операция: малейший контакт с расплавленным металлом обернется ожогом или тяжелыми увечьями тела. Но без анализа не обойтись – ведь если медь, никель, или хром, случайным образом смешаются в процессе переработки с чугуном, материал потеряет свою силу. Изучив результаты анализа, в смесь добавляют кремний, который нейтрализует ненужные металлы и сохраняет материал в целости.
Когда наш металл достигает нужной температуры, его отправляют в передаточный контейнер. Теперь все готово к отливке. Но прежде, чем приступить к отливке, нужно сделать еще один важен шаг:
отшлаковать наш металл. Добавляем в металл вермикулит – минерал-гидрослюда, связывающее вещество, которое нейтрализует оксиды и не допускает образования шлака в нашем металле. Шлак образуется при взаимодействии металла с молекулами кислорода, и ведет к загрязнению материала, поэтому нужно нам от него избавиться. Таким образом мы добьемся цели – сохранить химический состав нашего сплава в первозданном виде, без примесей, и обеспечить превосходные литейные качества, чтобы получился действительно надежный конечный продукт – сам чугун, а в последствии и сковорода.
Теперь перенесемся к машине, которая
делает песчаные формочки для будущей сковороды. Форма состоит из сформированных двух песчаных половинок, между которых аппарат заливает наш металл между ними. Такая машина может изготавливать до 1500 формочек в час. Технология песочных формочек проверенна веками, и по сей день используется на многих заводах, например на заводах по
изготовлению двигателя к автомобилям. Это делают потому, что сплав очень и очень горяч, и только песок способен выдержать такую температуру.
Форму для изделия делают так – в железной форме потоками воздуха формируют на песке, смешанном с глиной, водою и другими связующими веществами, отпечатки, которые точно повторяют форму изделия, например нашей сковородки. Песок затвердевает. Так образуется песчаная форма, части единой целой формы. Затем в эти отпечатки-формы, сцепленными вместе, заливается раскаленный чугун, и получается наша
чугунная сковорода.
Во время отливки температура сплава достигает полутора тысяч градусов по Цельсию - идеальная температура для литься чугуна в формы. Если температура будет выше, то сплав проникнет между крупиц песка и
поверхность сковороды будет шероховата. Если же температура расплавленного чугуна будет ниже, то металл не сможет заполнить всю форму. Итак, у нас тут по прежнему шумно, жарко, везде огонь – как металлургия в средневековье, так и сегодня.
После этого получившиеся из формочек сковородки поступают на вибрирующую конвейерную ленту, на 40 минут, чтобы отделить их от обгоревшего песка. Песок собирают, охлаждают и перерабатывают. Далее сковорода должна будет пройти процесс очистки, в трубе, называемой «гедеон». В нем, по спирали, крутятся сковородки вместе с прямоугольниками из чугуна. Эти твердые куски отбивают сковородки, что придает им прочности. После этой процедуры приходит время удалить оставшиеся после отливки тонкий слой песка.
Сейчас посуда выглядит невзрачно, тускло, шероховато. Сковородки загоняют в специальную камеру, где со скоростью на них сыплются маленькие стальные шарики, которые удаляют с их поверхности все оставшиеся песчинки, а песчинки потом вновь идут на вторичную обработку. Сковорода выходит из аппарата уже более блестящая, хотя может иметь малые дефекты, которые просто отбиваются механиком, а бракованным сковородам дают второй шанс.
После этого сковороду шлифуют на круге, чтобы удалить самые неподатливые песчинки, что остались после очистки, и готовят сковороду для финального этапа обработки сковороды речными камнями. Кастрюли, сковородки, крышки – оказываются в ванне с речными камнями на специальной вибрационном грохоте, омываемые мылом и водою. За 12 минут, проведенной в такой ванной, с нашей посуды удаляется лишняя пыль. Простая технология, проверенная веками, в современности более механизированная и автоматизированная. После этого наши сковородки вешаются на тросы, и перемещаются к своему будущему – к «покраске» в темный цвет, где на них будет нанесен сперва защитный слой.
Важным процессом
в защите сковороды есть засаливание – но это не о вкусе приготовления пищи. Это специальная технология, основанная на электростатичестве. На первом этапе изделие попадает на распылитель с напряжением 100 000 вольт! – эти пушки распыляют на сковороды тончайший слой растительного масла. Положительно заряженные атомы масла крепко притягиваются к отрицательным атомам металла, образуя защитный слой между поверхностью сковороды и едой без использования синтетики, на примере упомянутом ранее тефлоне. Так получается антипригарное покрытие. Чем больше еды готовиться на такой сковороде, чем больше масла при этом используется – тем сильнее становятся ее антипригарные свойства.
После данной процедуры сковородки разогреваются в духовке при высокой температуре, чтобы выжечь кислород и водород, и оставить чистый карбон, который осаждается на поверхности посуды и придает ей черный цвет. На этом засаливание завершается.
Ну вот и все.
* Это более совершенная посуда с антипригарным покрытием, хотя сам полимер политетрафторэтилен, или тефлон, из которого изготавливается такое покрытие, опасен для здоровья при температуре выше 260 градусов по Цельсию. От 300 до 360 – начинает разрушаться. Но обычно посуда из тефлона не поддается таким высоким температурам, а массовое выделение ядовитых веществ тефлоном начинается при температурах свыше 450 °C. Поэтому все-таки лучше не оставлять на долгое время сухую сковородку с антипригарным покрытием на огне.
# Штыковой чугун – это металл из доменных печей, который растекся и остыл из летки по желобам, в «песочной» постели, или искусственно заливаемый в стальные литейные формы; также называют чушковым чугуном.